НОВОСТИ НА 22.09.2019г.

Госдума передает все полномочия по ветеринарному надзору из регионов Россельхознадзору.

«Законопроект предусматривает упразднение полномочия по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора. Таким образом, полномочие по осуществлению государственного ветеринарного надзора в полном объеме возлагается на Россельхознадзор», — говорится в пояснительной записке к документу.

Отмечается, что по результатам мониторинга работы государственной ветеринарной службы субъектов РФ выявлен ряд нарушений. Так, совмещение ими функций по оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению непосредственно ветнадзора привело к необъективности результатов надзора. Кроме того, в числе проблем существующей системы — отсутствие централизованного контроля и разобщенность региональных госветслужб, отмечают в кабмине.

Законопроект также устанавливает полный запрет на обратную передачу полномочия по осуществлению госветнадзора органам исполнительной власти субъектов РФ. Предлагаемые меры направлены на ликвидацию дублирования надзорных полномочий и создание «четкой вертикали власти и единообразия действий при осуществлении государственного ветеринарного надзора». В случае принятия закон заработает с 1 января 2020 года.

В ходе заседания кабмина РФ 16 мая премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выразил мнение, что возвращение на федеральный уровень государственного ветеринарного контроля позволит повысить качество продукции агропромышленного комплекса.

Россельхознадзор раскритиковал ветеринарные службы Кубани, Ставрополья и Волгоградской области.

 Россельхознадзор недоволен работой органов управления ветеринарии Волгоградской области, Краснодарского и Ставропольского краев, передает "Интерфакс". "Россельхознадзор серьезно обеспокоен неэффективной работой управления ветеринарии Ставропольского края, департамента ветеринарии Краснодарского края и управления ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области", - говорится в сообщении Россельхознадзора. Деятельность этих ветеринарных служб может негативно сказываться на развитии сельскохозяйственной отрасли, усложняет экспортные поставки, считает Россельхознадзор. В частности, ветеринарные службы этих регионов не проводят в должной мере контроль за производителями животноводческой продукции, в том числе, крупными экспортерами, а также допускают серьезные нарушения при ликвидации вспышек опасных заболеваний животных и попустительство в работе по их профилактике. В Краснодарского крае в 2018-2019 годах были выявлены "многочисленные нарушения", повлекшие угрозу эпизоотическому благополучию региона и представляющие риски для здоровья населения. Например, в январе 2018 года на ООО "Свинокомплекс "Развильненский" произошла вспышка африканской чумы свиней, но заболевшие животные с этого предприятия поступали на бойню, установил Россельхознадзор. Краснодарский край также является неблагополучным по бруцеллезу и лейкозу. На территории региона в настоящее время зафиксировано 53 очага по лейкозу в 20 районах и 35 очагов по бруцеллезу в семи районах. Несмотря на это, ветеринарная служба субъекта допускает бесконтрольное перемещение вакцинированных против бруцеллеза животных и содержание больных лейкозом коров вместе со здоровыми. В Ставропольском крае Россельхознадзор выявил многочисленные случаи выпуска в оборот некачественной и опасной пищевой продукции (например, поставку в диспансер говядины с гнойным абсцессом), а также оформления ветеринарных сопроводительных документов на мясную продукцию с остаточным количеством антибиотика 5 хлорамфеникола, бактериями группы кишечной палочки и повышенным количеством мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов. В октябре 2018 года на несанкционированной свалке вблизи села Журавское Новоселицкого района были обнаружены 13 трупов домашних свиней, инфицированных вирусом АЧС. Факт выявления на свалке бесхозяйных домашних свиней, павших от АЧС, мог свидетельствовать о масштабной циркуляции вируса АЧС среди домашних свиней на территории Ставропольского края и об утрате контроля над ситуацией с распространением болезни в регионе. В Волгоградской области эпизоотическая ситуация на протяжении нескольких лет остается напряженной, особенно это касается африканской чумы свиней и бешенства. Так, в 2018 году в регионе зарегистрировано три случая АЧС и 165 случаев бешенства. Проведенные в 2019 году Россельхознадзором проверки показали, что государственная ветеринарная служба, в частности инспекторский состав управления ветеринарии Волгоградской области, неэффективно контролирует выполнение обязательных требований в свиноводстве и птицеводстве. В частности, инспекторы не контролируют деятельность ветеринарных специалистов районных станций по борьбе с болезнями животных. "Можно заключить, что на территории Краснодарского и Ставропольского краев и Волгоградской области работа по выявлению и ликвидации очагов заразных болезней животных проводится неэффективно. Имеются факты, подтверждающие сокрытие вспышек болезней животных. Все это способствует распространению вирусов и нанесению экономического ущерба агропромышленному комплексу России. Кроме того, допускается реализация небезопасной продукции, представляющей риск для здоровья населения", - отметил Россельхознадзор.

В России начался эксперимент по маркировке молочной продукции.

 Эксперимент по маркировке молочной продукции начался в России с 15 июля 2019 года и продлится до 29 февраля 2020 года. 8 Согласно постановлению правительства России, маркировать планируется молоко и сливки, сухое молоко и сливки, кисломолочные продукты (кефир, йогурт и др.), молочную сыворотку, сливочное масло, сыры, творог и другие продукты. В эксперименте будут участвовать производители, импортеры отдельных видов молочной продукции, организации оптовой и розничной торговли, сферы питания. Обеспечивать проведение эксперимента уполномочены Минпромторг, Минсельхоз, Минкомсвязь, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, ФНС, ФТС, ФСБ России. Полномочия оператора информационной системы, осуществляющего информационное обеспечение эксперимента, закреплены за Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Как отметили в ЦРПТ, работа внутри пилота будет построена таким образом, чтобы исключить дублирование функций систем ветсертификации "Меркурий", оператором которой является Россельхознадзор, и системы "Честный Знак", с которой работает оператор. Для этого будет осуществлена интеграция двух систем. "Меркурий" будет контролировать сырье до завода, а система ЦРПТ - прослеживать каждую единицу готовой продукции до продажи на кассе. Обмен данными позволит осуществить полное прослеживание продукции и гарантировать ее безопасность для населения. "ЦРПТ готов к официальному запуску пилота и к работе с готовой молочной продукцией. Мы уверены в позитивном прохождении эксперимента и стабильности нашей системы. ЦРПТ, так же как и представители бизнес-сообщества, против дублирования функций двух систем. Мы выступаем за интеграцию с "Меркурием", которая позволит системам обогащать друг друга", - прокомментировал замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов. "В код маркировки включена важная информация о продукте, благодаря чему торговая сеть может автоматически контролировать не только подлинность товара, но и исключить возможность реализации просроченного товара, что тоже важно покупателю", - отметил учредитель компании "Галактика", участвующей в эксперименте, Игорь Дю. Как отметил директор другого участника, молочного завода "Вакинское Агро", Алик Мухамадеев, для участия в пилоте предприятию необходимо будет дооборудовать линии для работы с маркировкой, но компания видит в этом преимущество для бренда экологичных молочных продуктов. 9 В ЦРПТ сообщили, что в ближайшее время совместно с бизнес-сообществом будут разработаны методические рекомендации, которые позволят протестировать полную цепочку прослеживания молочной продукции во время эксперимента и подготовиться к обязательной маркировке. В рамках пилота производитель или импортер наносит на продукт защищенный криптографией цифровой код. Его могут просканировать при проверке товара, а также при его приеме на склад и продаже в магазине. Система интегрирована с кассами в рознице, что позволит обезопасить потребителей от покупки просроченной продукции и даст возможность проверять легальность товара с помощью мобильного телефона. В России идут добровольные эксперименты по маркировке товаров в нескольких отраслях. В 2019 году обязательной маркировке подлежат 10 товарных групп: табак, духи, обувь, шины и пневматические покрышки, фотокамеры и лампы-вспышки, а также пять групп изделий легкой промышленности. Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.

Минсельхоз расширит список подкарантинных заразных болезней животных.

Минсельхоз РФ планирует расширить перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым может устанавливаться карантин. Соответствующий документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для публичного обсуждения, которое продлится до 31 июля 2019 года. По словам авторов проекта, внесение изменений в приказ Минсельхоза РФ обусловлено необходимостью «гармонизировать ветеринарное законодательство Российской Федерации с законодательством Евразийского экономического союза» и обеспечить эпизоотическое благополучие территории РФ. Так, в число заразных болезней планируется внести: анаплазмоз, артрит/энцефалит коз, контагиозную плевропневмонию крупного рогатого скота, контагиозный пустулезный дерматит (эктима), тиф-пуллороз птиц, трихомоноз и чуму верблюдов. Ожидается, что изменения вступят в силу в январе 2020 года.

Владимир Плотников: ветеринарный надзор должен помогать развитию животноводства.

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о ветеринарном надзоре. Чтобы устойчиво развивалась животноводческая отрасль, чтобы устойчиво росло производство мяса, молока, другой продукции, мы должны иметь сильную и эффективную ветеринарную службу, пишет The Dairy News со ссылкой на пресс-службу АККОР.

По мнению первого заместителя Председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимира Плотникова, сегодня она не отвечает современным требованиям. Одни функции переданы на федеральный уровень, другие – регионам. В результате - нет необходимого взаимодействия, дублирование, разнобой в требованиях, снижение качества работы. От сельхозпроизводителей идет много жалоб.

«Особо скажу, - подчеркнул депутат, - если мы за то, чтобы ветеринарная система защищала интересы страны, интересы всех сельхозпроизводителей, а не отдельных частников, как иногда бывает, она должна иметь четко-выстроенную вертикаль. Мы должны приложить все силы для ее усиления».

Вместе с тем, продолжил Владимир Плотников, усиление этой вертикали должно содействовать решению первоочередной задачи – развитию животноводства. Следует признать, что иногда мы под сомнительными предлогами необоснованно сокращаем поголовье скота, избыточными требованиями просто дезорганизуем работу хозяйств. Этого делать нельзя. Во главу угла надо поставить наращивание производства, а не увеличение проверок и штрафов. Они мешают работать и личным подсобных хозяйствам, и фермерам, и более крупным производителям.

В ходе подготовки законопроекта этот документ вызвал много споров. Регионы высказали свою обеспокоенность предстоящими изменениями, обратились с письмами к своим депутатам в Государственной Думе.

Эта обеспокоенность обоснована, отметил Владимир Плотников. Те звенья, которые созданы и хорошо работают на региональном уровне, необходимо сохранить. Нужно выработать единый подход к процессу совершенствования ветеринарной системы, в соответствии с поручением Президента В.В. Путина. Именно поэтому законопроект принят в пакете с Постановлением, где зафиксированы основные разногласия и предложения. Будем работать над ними в совместно, и, уверен, ко второму чтению выработаем общую позицию.

 

pdf
Скачать текст
PDF, 230.6 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International